База знаний и интеллектуальная собственность. Понятие объекта интеллектуальной собственности ноу-хау, коммерческой тайны, средства индивидуализации, портфеля прав
База знаний предприятия
– сложное многоярусное разномасштабное образование включающее базы знаний всех своих сотрудников и групп, базы знаний организационных единиц и их комплексов.
Выделяют база знаний групп взаимосвязанных п/п, базы знаний отрасли, база знаний альянсов, консорциумов и других интегрированных комплексов.
Как правило, база знаний состоит из 3-ех элементов
1. знания – совокупность теоретических знаний по областям деятельности, методических знаний, методологического знания, технологического знания, экономические и организационные знания.
2. умение – умение генерировать идеи и создавать концепции проектов, умение интегрировать и аккумулировать знания.
3. навыки – навыки по выполнению специалистами и коллективами своих функций, задач, навыки по организации и управлению.
Основа базы знаний
– творческий и интеллектуальный труд, результатами которого является интеллектуальная собственность и интеллектуальный капитал.
Интеллект. собственность
– знания, которые являются чьей либо собственностью, защищены патентом. Интел-ая собств-сть имеет количественный стоимостной потенциал, который зависит от ее потенциального использования и который остается нереализованным до тех пор, пока интнл-ая собств-сть не исп-ся каким-либо образом.
Объект интеллектуальной собственности
- результат интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации производителей, товаров и услуг (тов0ые знаки, промыш-ые образцы, изобретения). Главным критерием отнесения каких-либо прав к объектам Интел-ой собств-ти – это наличие правовой охраны.
Интеллектуальный капитал
- знания, обладающие потенциальной ценностью (способности сотрудников, прикладной опыт). Интеллектуальный капитал не имеет реальной ценности пока не защищен и не используется. Интел. капитал делится на:
1. человеческий капитал – индивидуальные знания, умения и навыки сотрудников
2. структурный капитал – та часть интеллектуального капитала, которая остается после ухода, увольнения сотрудника.
Ноу-Хау-
техническая, коммерческая информация, которая защищается компанией от незаконного использования 3-ми лицами при условии, что та информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу ее неизвестности 3-им лицам. К этой информации нет свободного доступа и обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.
Выделяют 3и вида ноу-хау:
1. неотделимые от конкретного индивидуума (талант)
2. неотделимое от конкретного п/п (географ-кое положение)
3. отделимое от конкретного индивидуума или от п/п. (чертежи)
Коммерческая тайна
- понятие несколько выше, чем секреты производства,т.к. коммерческую тайну могут составлять: списки клиентов, первичные б/у документы